Современная ситуация в экономической сфере страны такова, что от системы профессионального образования требуется подготовка деятельных, креативно мыслящих, творческих людей, которые способны быстро ориентироваться и адаптироваться в условиях компьютеризации, автоматизации производства, способных эффективно использовать информационные и интерактивных технологии, самостоятельно решать нестандартные задачи.
Одним из способов активации деятельности обучающихся является организация и проведение научно-исследовательских студенческих конференций.
В основе организации конференций лежит проектная деятельность. Проект – это однократное, чаще всего новое задание, которое предполагает достижение четко поставленной цели. При подготовке индивидуальных и групповых проектов я придерживалась следующего плана:
- Выявление среди студентов 1-2 курса тех, кто хотел бы принять участие в конференции (устный опрос ребят).
- Определение времени, которое отводится на выполнение проектов.
- С каждым студентом оговаривается тема исследования, которая была бы ему интересна (темы исследований предлагались из тем внеаудиторной самостоятельной работы по предметам или были выбраны индивидуально с учетом интереса обучающихся).
- С каждым участником проекта составляется план работы (преподаватель разъясняет, какие этапы содержит проект, какие вопросы нужно рассмотреть, на что обратить внимание, что должно быть отражено в итоговой презентации и т.д.).
- Обсуждается список литературы, интернет - публикаций, которые необходимо изучить и можно использовать в работе.
- По ходу работы преподавателем проводятся индивидуальные и групповые консультации.
- Каждый выполненный пункт плана анализируется, выявляются успехи и недостатки работы.
- Готовую работу предлагается оформить в виде презентации, содержащей основные идеи и выводы проектов.
- Участникам конференции предлагается представить свою работу перед аудиторией, для чего изучаются «Навыки публичных выступлений».
Результаты подготовки и проведения конференции:
- формирование у студентов партнёрской позиции по отношению к сверстникам и педагогам;
- ребята приняли идею лидерства, инициативного подхода к жизни;
- учащиеся познакомились с технологией проектной деятельности;
- у них появился опыт работы в команде (групповые проекты), стратегического планирования, конструктивного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- отрабатывался навык публичных выступлений, умение понять и принять позицию другого человека.
Практика показывает, что подобные мероприятия повышают самооценку студентов, стимулируют развитие интереса к познавательной, исследовательской деятельности, способствуют социализации молодых людей.
ПРИМЕР СОСТАВЛЕННОГО ПЛАНА ПРОЕКТА
Содержание:
- постановка проблемы;
- степень изученности в современной науке;
- цель и задачи исследования;
- определение предмета и объекта исследования;
- выводы по каждой части доклада,
- общее заключение по проблеме,
- краткая характеристика источников.
Проект на тему:
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»
Автор: Ковалев Максим
План:
- Значение вычислительной техники в 21 веке
- Ранние приспособления и устройства для счёта
- 1804: появление перфокарт
- 1835—1900-е: первые программируемые машины
- 1930-е — 1960-е: настольные калькуляторы
- Появление аналоговых вычислителей в предвоенные годы
- Первые электромеханические цифровые компьютеры
7.1 Z-серия Конрада Цузе
7.2 Британский Colossus
7.3 Американские разработки
7.3.1 «ЭНИАК»
- Поколения компьютеров: краткое описание
- Первое поколение компьютеров с архитектурой фон Неймана
- 1950-е — начало 1960-х: второе поколение
11. 1960-е: третье поколение
12. 1970-е: четвертое поколение
13. Компьютерная техника в СССР и России
14. Выводы
15. Литература
|